На прошлогоднем совещании Ассоциации семеноводов России, руководители крупнейших семеноводческих фирм приняли обращение, в котором предлагали отменить государственную регистрацию селекционных достижений, а право контроля качества семенного материала отдать продавцам семян и саженцев. Причем, как и следовало ожидать, чиновники и продавцы не рассматривали интересы дачников, садоводов, владельцев приусадебных и личных подсобных хозяйств, то есть мелких потребителей. В июльском номере этого года мы опубликовали мнения читателей о том, какие поправки следует внести в Закон «О семенах»., и направили заметку в аграрный комитет Государственной Думы Российской Федерации. Владимир Анатольевич Дубовик, который курирует подготовку Проекта Закона от аграрного Комитета, изложил мнение законодателей и дал редакции «ПХ» эксклюзивное интервью.
— Владимир Анатольевич! Внесение поправок в ныне действующий Закон инициирован продавцами продукции или это поправки, идущие от жизни? Кто принимал участие в разработке нового Закона?
- Главным образом, потребность в изменении отдельных положений Закона «О семенах» связана с началом действия другого закона — «О разграничении полномочий». Кроме того, с принятием национального проекта «О развитии АПК» назрела необходимость правового регулирования в сельском хозяйстве вообще, так как современное законодательство не соответствует современной ситуации в сельском хозяйстве. Например, в нем нет положений о генетически модифицированных растениях, слабо прописаны авторские права селекционеров, существуют противоречия с международными правилами и законами в области сельского хозяйства и торговли сельскохозяйственной продукцией, к которой относятся семена, саженцы и другой посадочный материал. Разрабатывали поправки в Министерстве сельского хозяйства РФ.
Однако Проект должен учитывать не только мнение чиновников и продавцов семян, но и тех, кто пользуется семенами и готовой продукцией. Наш комитет очень внимательно рассматривал и изучал вносимые предложения, привлекая к экспертизе ученых из Российской академии наук, ведя консультации со специалистами МСХ РФ. Надо сказать, что борьба за Закон развернулась не шуточная, но мы смогли справиться с тем хаосом и анархией, которые предлагали «коммерсанты» семенного рынка. В настоящий момент концепция Проекта закона прошла все этапы предварительного рассмотрения, и в декабре пройдет его первое чтение.
— Какие основные изменения предлагается внести в закон? Предполагается ли, к примеру, сохранить пункт о лицензировании фирм, производящих семена и саженцы?
- Нет, вместо лицензирования предусматривается аттестация питомников и семеноводческих хозяйств. Аттестацию будут проводить специально уполномоченные МСХ РФ государственные комиссии, которые и определят, насколько то или иное предприятие соответствует требованиям, подходит для ведения семеноводства. — В южных областях России, например, в Воронежской, Ростовской областях, в Краснодарском и Ставропольском краях много фермеров, владельцев приусадебных и личных подсобных хозяйств, которые специализируются на производстве семян, рассады, посадочного материала овощных и цветочных культур. Причем делают они это под заказ крупных фирм, в том числе иностранных, и даже научных учреждений. Им тоже придется пройти аттестацию?
- Все семеноводческие хозяйства, то есть физические и юридические лица, которые тем или иным образом связаны с семеноводством, в обязательном порядке будут проходить аттестацию. Даже в том случае, когда коллекционер задумает размножить свою коллекцию, чтобы в дальнейшем продавать материал, он должен будет позаботиться об аттестации своего питомника.
— А если у продавца семян или саженцев не будет аттестации? Что грозит ему в таком случае?
- Административная ответственность. Кроме того, Закон предусматривает обязательную открытую объективную информацию об аттестованных предприятиях и тех фирмах, которые ее не прошли, а также о выращиваемой в питомниках или семеноводческих хозяйствах продукции. Информация эта передается и хранится государством. Тогда садоводы и огородники могут узнать, выращивается ли искомый сорт в нашей стране, в каком регионе, действительно ли качество саженцев хорошее и можно их покупать без опаски? На рынке не должно быть ситуации, когда один обманывает, а другой покупает. В случае же нарушения Закона предусмотрена административная, а в отдельных случаях уголовная ответственность.
— Сегодня сертификат качества выдают на партию семян или саженцев, а не на единицу товара. Просить же каждый раз у продавца этот документ сложно, да и не каждый покупатель на это решается. Предусматривается ли законом обязательная маркировка продавцом своей продукции?
- С правилами упаковки семян уже сейчас все ясно. А вот положения об опознавательных знаках на посадочном материале (клейме или этикетке), которые соответствовали бы сертификату, к сожалению, в проекте пока нет. Но мы надеемся, что будет проводиться добросовестная аттестация, и производитель будет сам заинтересован в маркировке своего товара.
В необходимости такой маркировки убедился на своем опыте. У нас в Мичуринске сохранился отличный питомник плодовых культур. В нем выращивают яблони на слаборослых подвоях, смородину, землянику. Три года назад мы привезли саженцы для дачников Подмосковья на рынок «Садовод». Я специалист, плодовод с большим стажем, и очень возмутился, когда увидел, что под видом мичуринских продают молдавские и крымские саженцы. Я обратился к руководству рынка и объяснил, что продавцы обманывают москвичей. Однако мне ответили, что дирекция лишь сдает в аренду места, а за качество продукции не отвечает. Я попытался сделать соответствующую рекламу саженцам из Мичуринска. Но ей моментально воспользовались нечистые на руку конкуренты. А если бы покупатели видели аттестационную маркировку на саженцах, вряд ли это случилось.
— Сегодня саженцы и семена, как известно, размножает кто угодно, причем, делают это, не выплачивая селекционеру роялти (плату за интеллектуальную собственность. — Ред.). А ведь на создание сорта уходят годы труда. Какую помощь селекционерам обещают поправки в закон?
- Спору нет, селекционер должен получать достойное вознаграждение за свой труд. Да и средства на развитие, на новые исследования ему нужны. Поэтому планируется, что аттестацию получат те хозяйства, которые заключат договора с селекционерами или селекционными учреждениями.
— Многие наши читатели критикуют Государственный реестр селекционных достижений за то, что он не успевает за новинками, и тем самым ограничивает возможности садоводов и огородников. Какие изменения в этом плане предлагаются?
- В новом проекте закона нет упоминания о Госреестре. Но чтобы как-то защитить садоводов и огородников от подделок, с одной стороны, а с другой — не допустить на рынке семян и саженцев хаоса и анархии, решено разделить все сорта и гибриды на несколько групп.
В первую включены культуры обязательной регистрации. Они имеют стратегическое значение. Это зерновые, технические, масличные, кормовые культуры. Вторую группу составляют сорта и гибриды добровольной регистрации — это культуры, важные в хозяйственном отношении и с которых селекционер должен получать роялти. К третьей же группе отнесены семена для тех садоводов и огородников, которых принято называть любителями. Эти семена не подлежат регистрации.
В результате дачник может купить любые семена, из любой страны, однако и весь риск от такого приобретения переносится на покупателя. Дело в том, что проверить все сорта, особенно декоративных культур, просто невозможно. А просто, не изучив материал, запретить его приход на рынок — неправильно. А если сорт превосходит и значительно по качеству и урожайности, уже исследованные?
Так что государство не будет запрещать любителям выращивать нерайонированный сортимент, как предписывает ныне действующий закон, а станет лишь контролировать ситуацию на семенном рынке. При этом возрастает потребность в своевременной и грамотной информации потребителя.
— Часто на рынках и даже в некоторых магазинах для садоводов продают так называемый микс: смесь саженцев яблони, черной смородины, то есть вообще без указания сорта. Да что там рынки. Взять недавнюю выставку на ВВЦ «Золотая осень». В павильонах — саженцы нормальные, а на площадках рядом с выставкой — торговля всяким «мусором» и южными саженцами. Еще один пример, павильон «Космос» на ВВЦ. По мнению садоводов-опытников, там ничего нельзя покупать, так как ни фитосанитарное состояние, ни сортовые качества не отвечают никаким ныне действующим правилам. А что же будет, когда будет введена добровольная регистрация?
- К слову замечу, наш мичуринский питомник тоже когда-то держал в «Космосе» свою торговую точку. Но потом мы ушли, чтобы имя питомника не позорить. Ответственно могу заявить, что сейчас москвичи в основном покупают саженцы, выращенные где угодно, только не в России. Саженцы эти абсолютно не пригодны к климату средней полосы, к нашим болезням, вредителям. Урожай на этих саженцах не вызревает и не имеет такого вкуса и вида, какого ждут покупатели. Эти саженцы не выживают даже в обычные средние зимы, не то что в прошлую.
Проект нового закона запрещает для широкого использования зарубежные саженцы плодовых культур, не прошедшие регистрацию. Они будут иметь ограничения по поставкам. Без аттестации питомника и регистрации сорта допускается завоз семенного материала только для научных учреждений и только в целях его изучения. Кроме того, проектом закона предусматривается, что список сортов и гибридов, прошедших проверку в условиях России, районированных и включенных в государственный реестр селекционных достижений, будет ежегодно публиковаться. Продавец же обязан уведомить покупателя о возможном риске приобретения не регистрируемых сортов. Таким образом, покупатель, зная о наличии аттестации продавца и регистрации сортов, сам должен сделать выбор. И если он предпочтет семена по более низкой цене, но не аттестованные, — это его право.
— В одиночку доказать, что огороднику продали фальсифицированные семена невозможно. Не рассматривалось ли при подготовке проекта закона положение, которым бы часть контрольных функций передавалась клубам, общественным организациям.
- Это совсем не обязательно прописывать в законе. Тем более, что садоводческие объединения, кооперативы, клубы, другие общественные организации имеют право обратиться в те органы, которые проводят аттестацию, с просьбой учесть нарушения, допущенные фирмой при ее последующей аттестации.
— Еще вопрос: не было ли предложения передать право районировать сорта научным институтам, отдельным опытным садоводам? Такой опыт, кстати, уже применяется в Иркутской области, где сорта районируются по представлению клуба садоводов им. Томсона.
- Районирование культур, конечно, крайне необходимо. Апробированные сорта надежны, дают гарантированный урожай. Несомненно, фермеры, научные учреждения и общественные организации могут рекомендовать тот или иной сорт к регистрации, но последнее слово тут, думаю, должна говорить все-таки государственная служба.
— Интерес к новой редакции закона о семенах у наших читателей большой. Хотелось бы знать, когда он может быть принят, успеют ли читатели еще внести свои предложения?
- Первое чтение проекта Закона должно пройти в начале декабря, после чего он уйдет в регионы. Затем понадобится время, чтобы рассмотреть отзывы, замечания, сделанные в регионах, и перед вторым чтением вся информация будет обсуждаться с представителями Министерства сельского хозяйства. При всех благоприятных условиях закон может быть принят к началу 2008 г. Так что читатели журнала могут обратиться в органы управления АПК на местах, чтобы ознакомиться с проектом закона и передать свои пожелания в аграрный комитет своего регионального законодательного органа.
29.10.2007
Версия для печати