И снова ажиотаж у прилавков с семенами и посадочным материалом…
Разобраться в море разноцветных упаковок очень непросто. От картинок
великолепных овощей, цветов захватывает дух.
И снова ажиотаж у прилавков с семенами и посадочным материалом… Разобраться в море разноцветных упаковок очень непросто. От картинок великолепных овощей, цветов захватывает дух. Хочется вырастить и то, и это. В азарте забываешь, что площадь дачного или приусадебного участка ограничена, что не всякий цветок или овощ перенесет превратности местного климата…
Это одна сторона проблемы выбора нужных семян и посадочного материала. Есть и другая. Можно, например, купить сорт, которого... просто не существует. В прошлом году мы рассказывали об одном таком огурце Алеша. В официальном списке зарегистрированных сортов огурца с таким названием обнаружить не удалось.
Откуда же появляются на рынке подобные сорта? Самый безобидный вариант такой. Нередко садоводы продают или дарят излишки семян со своего участка. При этом томаты, огурцы, кабачки или многолетние цветы, например, «от Кати» становятся просто «Катей» или чем-то близким по звучанию. В результате старый знакомец, известный сорт, получает новое «имя», хотя сорт — один и тот же.
Но это непреднамеренная ошибка. Нередко же сортам дают новые названия специально. Дело в том, что сорт — популяция растений не с одинаковыми, а с близкими признаками. И достаточно небольшого отличия, например в частоте бугорков на плоде, размере листовой пластинки, сроке цветения, чтобы дать сорту другое «имя». Проявление же этих признаков во многом зависит от условий выращивания, на которые потом в случае чего можно все списать, если из разных пакетиков на грядке или клумбе вырастут одинаковые растения. Такими объяснениями чаще всего «отбиваются» от недовольных покупателей продавцы и недобросовестные фирмачи, незаконно размножающие чужие селекционные творения.
Приобретают сорта разные названия и по такой причине: созданные в СССР или совместно со специалистами из стран бывшего СЭВ, они оказались по разные стороны новых границ. В итоге один и тот же огурец, те же капуста, картофель, арбуз, пион либо тюльпан получили не только «новое гражданство», но и «имя».
Надо иметь в виду и то, что на подобную хитрость порой идут и торговые организации, особенно сетевые магазины, а под их нажимом и селекционеры: семена — товар, а покупатель требует выбора. Вот он и предлагается в виде разных названий одного и того же сорта при небольших различиях в его характеристиках.
Конечно, можно в этом случае с возмущением спросить: куда смотрят контролирующие органы? Но у каждого лотка и прилавка контролера не поставишь.
Как же быть? Как не попасть впросак, не потратить свои кровные в двойном размере на одно и то же? Надеемся, публикации в нашем журнале о зарегистрированных сортах и сорто-образцах, созданных садоводами, огородниками и цветоводами-любителями (вы их найдете в каждом номере и в этом тоже), помогут вам ориентироваться на рынке семян и посадочного материала, не идти на поводу у продавцов.
В этой связи один практический совет: оказавшись у прилавка, не стесняйтесь попросить у продавца документы, сопровождающие каждую партию семян (в них обязательно должно быть указано где, кем и когда выращены семена, какая лаборатория проверила их качество). Когда с семенами все в порядке, у продавцов такая просьба раздражения вызвать не должна.