Саженцы

Саженцы почтой. Как не обмануться в выборе

Заказы по почте — болезненная тема для меня, много шишек набила я на этом. Написать в редакцию хотела давно, да все как-то не собралась. Теперь, когда дел в саду поубавилось, взялась за письмо.

Сейчас я заказываю по почте редко — поблизости от моего дома появился неплохой магазин. Я даже зарок дала — ничего больше не выписывать по почте. По мере сил креплюсь. Но иногда все же соблазняюсь очередной новинкой, за что, как правило, бываю наказана. Сейчас-то мои потери намного меньше, но когда я только начинала заниматься садоводством, у меня оставалось всего процентов 5-10 присланного посадочного материала.
Первое, чему я научилась, — никогда не надо выписывать сразу (равно как и покупать) много растений разных видов, особенно таких, с которыми вы еще не сталкивались. Если я покупаю новый вид, то лишь один. Перед этим непременно собираю о нем информацию: что любит, что не любит, как сажать, чем кормить и т.д.

Второе правило, которое неукоснительно соблюдаю: обращаясь к продавцу в первый раз, делаю заказ на минимальную сумму. Рассуждаю так: кто честен в малом, тот будет честен и в большом. Увы, проверку выдерживают не многие продавцы посадочного материала.

Часто присылают его не в срок. Например, получила ежевику, которая в дороге дала побеги и сильно ослабела. Так что теперь, заказывая что-либо по почте, я сразу предупреждаю продавца, что посылку, присланную позднее определенного срока, просто не буду выкупать. Предупреждение действует — присылают вовремя.

Часто то, что вы себе представляете как саженец, и то, что присылают, — большая разница. Теперь, прежде чем сделать заказ, требую у продавца точной информации, что представляет собой его посадочный материал, и если он об этом не сообщает, то не связываюсь с этим продавцом — себе дороже станет.

Откровенно испорченные саженцы — большая редкость в последнее время, продавцы знают закон о правах потребителя и с судами связываться не хотят.

Зато подмен сколько угодно. И это главный бич. Почти всегда продавец интересуется: можно ли заменить сорт на равноценный, если требуемый окажется уже распроданным? Иногда это делается, чтобы не вести лишнюю переписку, но часто продавец просто не располагает всеми сортами, заявленными в каталоге, они указаны «для солидности». Например, в Москве заказывала я черную смородину. Написала, что согласна на замену какого-либо одного сорта. Но мне заменили все пять!

Грешат подобным не только частники, но и большие фирмы. Присылала мне семена одна известная фирма: примерно 2/3 — то, что я просила, остальное — что им в голову пришло, по принципу, видимо, «лишь бы сумма сходилась». Какой вывод? Не соглашаться на такую замену.

Но самое плохое: вам могут прислать другой сорт и не подумают об этом сообщить. А когда все выяснится, будет уже поздно. Ведь продавец часто пишет в каталоге, что он несет ответственность только за то, что его посадочный материал придет к вам живой, а остальное — ваши проблемы. Вот эта фраза тоже должна вас насторожить.

И тут рецепт все тот же: если уж заказываете, то на минимальную сумму – не так много потеряете.

Фамилий недобросовестных продавцов не называю: все кажется, а вдруг «сработала» случайность? Вдруг обижу хорошего человека. С любовью и благодарностью хочется назвать тех, к кому обращалась не раз и кто ни разу не подвел. Замечательные смородина и крыжовник у Ю. К. Семенова из Орла. А какие хорошие саженцы винограда и спирей выписывала я у А. М. Селиванова из Воронежа! Спасибо этим людям.

Было бы хорошо, если бы журнал организовал проверку хотя бы тех, кто постоянно публикует свои объявления в «ПХ». Ведь редакция наверняка поддерживает связь с клубами садоводов. Вот и закупили бы члены этих клубов небольшое количество посадочного материала (как частные лица), а потом бы опубликовали результаты этих «контрольных закупок».

Тогда бы жулики не отвертелись, а те, кто постоянно вынужден заказывать посадочный материал по почте, вздохнули бы легче.

Белопухова А.П,

18.10.2007