Разное

Поправки в главный «дачный закон» страны - «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»

Вполне возможно, что в самый разгар нового дачного сезона Госдума примет Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка создания и деятельности садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан». В первую очередь имеются в виду поправки в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в главный «дачный закон» страны - «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», принятый в 1998 г.

Чего ждать садоводам?
(из журнала «Приусадебное хозяйство» № 5, май 2009 г.)



Вполне возможно, что в самый разгар нового дачного сезона Госдума примет Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка создания и деятельности садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан».

В первую очередь имеются в виду поправки в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в главный «дачный закон» страны - «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», принятый в 1998 г. Второй правовой акт за минувшие одиннадцать лет неоднократно и существенно правился, однако это мало отражалось на реальной жизни садоводов, особенно тех, у кого небольшие доходы: для них содержание «фазенд» становилось с каждым годом все обременительнее. И вот теперь законодатели вознамерились часть их забот и расходов возложить на местные бюджеты. Каким образом?

Как известно, сегодня статус садоводческих и иных объединений очень неопределенный. Они не относятся ни к сельским, ни к городским поселениям. Хотя даже на территориях садоводческих объединений появились капитально построенные жилые дома со сложными инженерными системами, автономным энерго- и теплоснабжением, позволяющими жить в них круглый год. Что многие состоятельные «дачники» и делают.

Эту перемену в застройке территорий садоводческих объединений подметил и Конституционный Суд (КС), который, как известно, разрешил прописку (регистрацию по месту жительства) в возведенных в садоводческих товариществах строениях, отвечающих требованиям, предъявляемым к жилым домам. Это решение КС вызвало неоднозначную оценку специалистов хотя бы потому, что садоводческие объединения размещаются, как правило, не на землях поселений, а на землях сельскохозяйственного назначения.

Так вот законопроект, о котором идет речь, устраняет правовую коллизию: земли, на которых находятся садовые участки, будут отнесены к землям поселений. Соответственно, вместо садоводческих товариществ и кооперативов будут сельские поселения. Представьте: какое-нибудь СНТ «Родничок» возвели в ранг сельского поселения. Соответственно, вся инфраструктура бывшего товарищества (дороги, электросети, газопроводы и т.д.) должна быть передана на баланс муниципалитетов. А раз так, то и председателей правлений садоводческих и иных объединений не будут выбирать на общем собрании - их кандидатуры будет утверждать муниципальная власть. Это предлагается в законопроекте.

Как будто, все логично и продуманно. Но это только на первый взгляд. Ведь свой статус как некоммерческие организации садоводческие товарищества тоже не утрачивают. Получается странный полуфабрикат, гибрид деревни с товариществом. Органы управления (общее собрание, правление) остаются. Членские, целевые взносы и иные сборы тоже остаются: ведь надо содержать хотя бы председателя, бухгалтера и сторожей, как-то обустраивать быт: вряд ли средств местного бюджета хватит на все нужды находящихся на территории муниципалитета объединений.

Значит, никуда не денутся основные проблемы садоводческих и дачных объединений. В частности, большое количество пустующих участков. Для большинства пенсионеров непомерны целевые сборы на общие нужды товарищества, а выйти из членов СНТ и вести садоводство в индивидуальном порядке, что предусмотрено законом 1998 г., практически нереально. Поэтому они вынуждены бросать свои участки - навсегда или до лучших времен. Земля зарастает сорняками, постройки ветшают. А некоммерческое объединение не вправе распоряжаться такими участками. Не имеет оно и рычагов для того, чтобы заставить садовода выполнять свои уставные обязанности.

Не предусматривает законопроект и отмены налогов (например, экологического) на садоводческие и дачные объединения как юридические лица. А ведь суммы платежей «раскидываются» на членов объединения. Между тем сельские жители таких налогов не платят.

Правда, мораторий - на целых 10 лет! - на сбор всех налогов с садоводческих некоммерческих товариществ предусмотрен Целевой программой государственной поддержки садоводов и огородников, которая в настоящее время рассматривается в правительстве России и в администрации президента. В проекте программы записано, что она должна разрешить все основные проблемы, с которыми сегодня сталкиваются садоводы. Хорошо бы!

И. Меркушев

09.04.2009