О саде

Ученый обходится в саду без химии

«Если учесть все последствия широкого внедрения химических средств защиты растений не только для сельского хозяйства, но и для окружающей среды и нашего здоровья, результат оказывается пирровой победой, псевдоэкономией». Академик А. Яблоков

Наконец-то наступила долгожданная весна! И все бы хорошо, да ведь не успеют набухнуть и распуститься почки, как после зимовки начнут нашествие на сад многочисленные его вредители. А терять урожай, на который и труд затрачен, и надежды возложены, жалко. Что же делать?

Не раз нашим читателям советы давали ученые, но очень редко они делились опытом защиты собственного сада. А это, решили мы, должно быть интересно и полезно. Вот что привело меня в Ботанический сад Академии наук.

Фитопатолог (ученый, занимающийся болезнями растений и мерами профилактики и борьбы с ними) Людмила Никандровна Мухина уж никак не ожидала, что речь пойдет не о ее работе в Саду, а об ее личном участке, и беседа получилась, не обессудьте, несколько сумбурной.

- Я знаю, у Вас есть свой сад, но Вы среди чудесных растений постоянно, так что, вероятно, не испытываете такого нетерпения встре­титься с ним, какое чувствуют садоводы-любители?

- А разве воспитательница детского сада не стремится к своему ребенку? Жаль только, бывать на участке удается лишь в выходные дни. Чаще не получается - он в 50 км от Москвы.

- Так что совету Бориса Пастернака: "Весна! Не отлучайтесь сегодня в город!", Вы следовать не можете. Тем труднее (вернемся к прозе) заботиться Вам о здоровье растений.

- Да, но, тем не менее, в саду, которому уже одиннадцать лет; ядохимикатов ни разу не применяла. Потери, конечно, есть, но прихо­дится выбирать: либо максимум урожая, либо его качество и качество, так сказать, жизненного пространства. Я предпочитаю второе, стараясь, однако, защитить растения от вредителей и болезней.

- Могу предположить, что посадочный материал для Вас не проблема, а устойчивые сорта - уже полдела.

- Кто же спорит, что нужны сорта устойчивые, но разговоры об устойчивых сортах чаще пока остаются лишь разговорами. Нет такого посадочного материала даже у нас в ботаниче­ском саду. Попробуйте, например, найти смородину, устойчивую к ржавчине, впрочем, эта-то болезнь не особенно сказывается на урожае. Саженцы у меня в саду хоть и разные, а называются их сорта почти все одинаково - соседские (своими растениями поделились соседи).

- Трудно сейчас найти хорошие саженцы.

- Да и дела не только в сорте. Отбирать посадочный материал надо с умом. Важно не занести с ним инфекцию и вредителей. Если вы от меня совета, ждете, то вот первый - саженцы надо осмотреть тщательнейшим образом. Нет ли на них, например, щитовки. Такое растение не берите (и в своем саду, когда я вижу растение со щитовкой, немедленно удаляю с участка).

Не отделаешься потом и от почкового клеща на смородине, трудно справиться будет с цветоедом. Будете покупать рассаду земляники, очень внимательно рассмотрите ее листья. Не берите растения с листьями маслянистыми, смор­щенными - признак нематоды и земляничного клеща. Подозрительные растения я, например, высаживаю отдельно. Карантин.

- Это важно. А еще что можете посоветовать читателям?

- Больше наблюдательности. Осматривайте сваи растения. Все можно увидеть. С весны начинаю бесконечные обходы. И делаю эта с удовольствием. Подхожу к крыжовнику, смородине. Ветки, поврежденные стеклянницей, галлицей, отличить не сложно. Кора шелушится, они становятся бугристыми. Их сразу вырезаю. И вообще слежу, чтобы куст не загущался. Собираю листву. Делаю это весной. Зимой опавшие листья - убежище не только для вредных, но и для многих полезных насекомых. Увижу - мелькнет яркая божья коровка, не поленюсь, наклонюсь, перенесу ее на растение.

- В Японии уже промышленность "выпускает" божьих коровок. Ведь ее личинка за сутки съедает до 70 тлей. Божья коровка в некоторых зарубежных странах стала предметом импорта и экспорта.

- Неразумно не позаботиться о полезных насекомых. Вообще, коротко говоря, для того, чтобы защитить сад от болезней и вредителей, надо создать благоприятнейшие условия не только культурным растениям, но и полезным организмам, которые живут в саду. Сохраняйте жаб, ящериц, птиц. Они сами справятся с вредителями. Вы замечали, когда жабы впадают в спячку, сразу заметно больше мух и гусениц становится.

- Мы отвлеклись от сезонных работ. Вы удаляете листья на землянике?

- Частично да, я не стараюсь оборвать все листья вообще, но максимально удаляю листья, оржавленные пятнистостями, морщинистые. Однако надо иметь в виду, листья сморщиваются и обесцвечиваются и от обработки их золой. Вы все же не знаете, почему они такие - от золы или болезни, сомнительное растение лучше удалить.

Все сорванные листья - в компост. Если он изготовлен правильно, температура в нем достаточно высокая. Даже нематода погибает при 47 градусах. Так что не страшно. Собираю листья яблони, листья (и побеги) груши и пораньше, то в первые же весенние дожди прорастут споры парши. Не стремлюсь, быстро разокучить смородину, с осени ее окучиваю торфом. В нем зимуют яйца крыжовниковой огневки. Не разокучишь, бабочки не смогут вылететь из-под мульчи.

Так и держу кусты неразокученными до образования, завязей. Конец цветения растений, начало развертывания листьев – время основных работ по защите от вредителей. Когда температура воздуха устанавливается плюс 7-10 градусов, начинаю воевать с цветоедом. Он выходит ночью, утром (ему холодно) сидит, скрючившись от холода, дер­жаться за ветку как следует, не может.

Прислоняю к стволам деревьев доску и, как показывает Борис Александрович Попов в телепередаче «Наш сад», ударяю по ней обухом топора. Падают цветоеды под деревья, на разостланную мной полиэтиленовую пленку. Для подстилки даже старая занавеска идет в ход. Потом вредителей сжигаю. И с тлей хлопоты. С яблонь, конечно, ее не снимешь, а на кустах, на розах "достаю" золой. Это лучшее мое защитное средство. Прямо через дуршлаг трижды поливаю с конца мая до начала июня.

- А вот Карел Чапек, чешский писатель и заядлый садовод, жаловался: чего только ни применяют против тли садоводы и, испробовав все, и убедившись, что ничего не помогает, садовод начинает с "громкими криками отвращения давить их на ветках одну за другой". Только таким способом, считал он, и можно с ней справиться.

- Чапек прав. Я тоже своим пальцам больше всего доверяю. Как ни странно, это пока самое, надежное средство.

- Но Вы же хвалили золу?

- Я и не отказываюсь. Только зола должна быть от древесного угля. Зачем жечь обрывки полиэтиленовой пленки? Ведь при сжигании она дает токсичный газ.

- А как Вы к ловушкам всякого рода относитесь? Например, к светоловушке?

- Дело хорошее, Но я вообще-то другими пользуюсь. Треугольные пакеты из-под молока (у прямоугольных - слишком большое отверстие) наполняю суслом и развешиваю после цветения на деревья.

- Я спросила Вас про ловушки потому, что в них погибают и полезные насекомые.

- Ничего не поделаешь. Но при химических обработках они бы полностью погибли. Так что пусть садоводы сами решают, как поступать.

- Я в июне накладываю на середину штамба яблонь ловчие пояса из крафт-бумаги. Обмазы­ваю их снаружи клеем пестификсом, в трех местах обвязываю пояс. Когда в него "засядут" вредители, так пояс очищаю.

- Два дня в неделю, в саду, конечно, мало. - Конечно, очень мало. Но я уже привыкла. Приезжаю в пятницу. Сразу, заливаю золу водой, килограмм десятью литрами. А утром кусты опрыскиваю. В прошлом году на красной смородине и крыжовнике так много было пилильщика. Зола помогла. А можно просто струей холодной воды. С листьев вредители смываются и вмываются в почву. Ну, если только жук какой-нибудь выберется.

- Людмила Никандровна, а растения-помощники у Вас есть?

- А как же? Календула, бархатцы. Они отпугивают вредных насекомых. Стараюсь, чтобы было в саду больше зонтичных. На них размножаются паразиты вредных насекомых. Специально высеваю морковь, петрушку. Оставляю их не ради семян, семена не успевают вызреть, а ради защиты растений. И тмин с этой же целью держу. Он так цветет, так сильно пахнет, что помощь от него немалая. Да и красив он очень. У меня зонтичные повсюду ­и на обочинах участка, и на краях грядок.

- Кроме этих растений Михаил Андреевич Прокофьев (он первый, будучи заведующим отдела защиты растений НИИ садоводства Сибири, поделился в "ПХ" своим опытом садовода-любителя) специально у себя в саду оставлял больше растений с желтыми цветками. Особенно полезны, на его взгляд, одуванчики и лопух. Во время цветения на них летит масса полезных насекомых. Михаил Андреевич и дру­гие сорняки оставляет где-нибудь в укромном месте, где они не будут мешать плодовым и ягодным растениям.

- Может быть он и прав, но я выдираю всё. Только по левой руке и можно судить обо мне, что человек умственного труда, а правая уже трактором стала. Слизней без сорняков меньше. Хотя с ними разговор короткий. В пятницу вечером раскладываю по участку доски, мокрые тряпки. А в субботу, воскресенье собираю скопившихся под ними слизней и сжигаю.

- На муравьев многие читатели жалуются.

- Так и, на моем участке они вредят. Пробовала я против них все, но помог только кипяток, хотя муравьев и очень жалко. Медведки еще донимают, но с ними борюсь осенью.­ В конце сентября вырою на штык лопаты ловчие ямки, положу в них комочком навоз, а в конце октября - ноябре, когда подмерзнет почва, навоз выну. А в середине листопада яблони и груши опрыскиваю 7%-ной мочевиной (не раньше, иначе можно повредить листья). И от вредите­лей защита и подкормка неплохая.

Осенью белю штамбы известью с мыльной некрепкой пеной. Убираю все больные плоды из кроны. Не раз видела на облепихе плоды водянистые, побелевшие. Это же экзобазидиум. Обязательно их снимаю и уничтожаю. Инфекционное нача­ло - в самих ягодах. Не сорвете их - и пойдет болезнь с ветки на ветку.

Все вокруг от мышей страдают, а у меня их нет. Сначала тоже бедой были: Хоть таксу заводи. Эта собака - прекрасная охотница. Но помог случай. Высеяла я как-то по ошибке вместо семян моркови валериану. Как прибежали коты со всех участков, мышей и след простыл. Позднее специально высеяла ее еще раз под яблони, а теперь уж она сама обсеменяется.

Еще совет: надо лучше ухаживать за растениями, размещать их удачнее. При сильном затенении земляники, например, на что надеяться? Серая гниль обеспечена. А разместите рассаду на солнечном месте да посадите ее пореже, чтобы лучше проветривалась, болезни не будет. Беседа затянулась. Рассказываю о предложе­ниях садоводов-практиков. С интересом слушает, старается понять секрет того или иного приема. Не раз, не смущаясь, говорила: а этою я не знаю, этого не пробовала. Вот мы все время уговариваем читателей осторожнее подходить к опыту других, пробовать лишь на малом количестве растений. Правда, всего один случай был, когда от солевого раствора сильной концентрации погибли растения, но до сих пор мы этого не забыли.

Рассказываю и о взгляде редакции на защиту растений - у всех нас сады и никто не применяет химические средства.

- И правильно. Все, что токсично для насекомых, токсично и для человека. Даже бордосская жидкость и серные препараты, хоть гораздо в меньшей степени, но тоже токсичны. Химическим препаратам немногим более ста лет (и фитопатологии тоже), обходились ведь наши деды без них. Результаты применения химикатов непредсказуемы. Попадая в окружающую среду, на почву, они образуют с ее коллоидами химиче­ские соединения с неизвестными свойствами. Последствия загрязнения среды пестицидами слишком вредны, чтобы рисковать. Сад, должен приносить здоровье и бодрость, а не болезни и беду.

Л.Н. Мухину расспрашивала Г. Ленская

Редактор раздела

19.02.1992