О саде

О садах и садоводах Америки. В гостях у американского фермера

Чем живут американские садоводы, что выращивают, как реализуют посадочный материал? Об этом рассказывает кандидат биологических наук Татьяна Васильевна Еремеева, два месяца гостившая у американского фермера Джима Гилберта.

Его фермерское хозяйство находится в штате Орегон. Здесь всегда тепло, немного прохладнее, чем в соседней Калифорнии. Лето сухое и жаркое, а с осени и до весны обычно очень влажно, идут дожди и только изредка бывают заморозки.Нынешняя зима была необычно сухая, солнечная, по утрам заморозки, а днем воздух прогревался до 20 градусов. Уже в феврале отцвели некоторые сорта сливы, основная масса косточковых была в бутонах, цвел абрикос. Интересно, что растения цветут здесь намного дольше, чем у нас в России и тем более, в резко континентальном климате Сибири (Татьяна Васильевна живет в Иркутске. – Ред.). К примеру, каждый цветок нарцисса радует глаз до двух недель. Февраль – это их сезон.

Первый раз я была на стажировке в питомнике у Джима Гилберта 8 лет назад. Джим выращивает плодовые, ягодные и декоративные растения нескольких сотен наименований и большую часть составляют растения, привезенные из России, он сумел заполнить незанятую нишу лимонником, актинидией, кизилом, айвой, облепихой, жимолостью, рябиной, смородиной, калиной. С каким удовольствием бывшие россияне приезжают в его сад собирать черную смородину. Джим размножает наши отечественные сорта рябины Ликерной, Гранатной; жимолости Томичка, Синяя птица, Зарница, Магадан, Сергей; облепихи Ботаническая, Подарок сада, Оранжевая, Витаминная, Отрадная, Превосходная, Чуйская, Солнечная, Трофимовская, Байкальский рубин, Баян-гол и др.; украинские сорта хурмы Никитская бордовая, Россиянка; айвы Ароматная, Крымская; крыжовника: Григорий.

Джим много раз приезжал ко мне в Иркутск и всегда привозил что-то новое и интересное. Так, 10 сортов канадских груш я размножила и развезла по стране: в Барнаул, Москву, Мичуринск. Теперь у меня есть сортовая арония, зимостойкие сорта голубики, американские сорта колонновидных яблонь. Работая по программе «Фермер – фермеру», Джим оказал консультационную помощь фермерскому питомнику плодово-ягодных культур в Иркутске, а также привез немало черенков. А садоводы городского клуба садоводов-опытников с удовольствием выращивают новые сорта дайкона и кукурузы.

И так активно Джим работает не только со мной, но и с коллегами из многих стран. Во время моего пребывания в Америке к нему с ответным визитом приезжали гости из Японии, где Джим приобрел жимолость. Японские сорта жимолости лучше себя показывают здесь в Орегоне, в сравнении, с нашими, российскими. Дело в том, что это растение практически не имеет периода глубокого покоя, и почки пробуждаются очень рано, иногда попадают под заморозки. И облепиха немецких сортов тоже оказалась более приспособленной, нежели бурятские и алтайские сорта, хотя и они тоже неплохо плодоносят. В Орегоне теплый влажный климат, и самая большая проблема подобрать не зимостойкие сорта, а устойчивые к грибным болезням.

Облепиху здесь называют «sea berry» - заморская ягода. Она совсем мало распространена, но уже заслужила признание. Практически никто, кроме Джима, ее тут не размножает.

Приехав в Америку после восьмилетнего перерыва, я была поражена грандиозным укрупнением и маточного сада и питомника. Джим необычайно много работает и, находясь дома, и в многочисленных поездках по всему миру. Мне посчастливилось сопровождать его в Калифорнию, где он встречал своего друга из Бурятии. Конечно, маршрут был спланирован и включал ряд важных деловых встреч. А одна из остановок оказалась особенно интересной – о ней я расскажу подробнее.

Мы остановились в городе Орланд – в самом северном саду цитрусовых в северной части Калифорнии. Здесь бывают понижения температуры до минус 6 градусов. У владельцев сада Рона и Мелани Хиат цитрусовыми занято 16 гектаров. Уже 26 лет они занимаются этим бизнесом и выращивают 60 сортов цитрусовых культур. В их числе апельсины (крупные, мелкие, абсолютно сладкие и с характерным букетом, как сорт Вашингтон нэвил), мандарины (оранжевые, красноватые, необычные темно-красные) и мелкоплодные грейпфруты. Как только их удерживают ветви деревьев. Урожай достигает 250 кг с деревьев. Впрочем, не все плоды висят на деревьях – их много под деревьями от ветра.

На все хозяйство только одна наемная работница – она каждый день круглый год собирает урожай. Плоды каждого сорта созревают в течение нескольких месяцев. Рон ведет агротехнические работы, подновляет коллекцию прививками. А Мелани в любое время дня тут же возле дома в скромном магазинчике, обслуживает покупателей. Дает пробовать плоды каждого сорта. А что их пробовать и так видно, что продукция качественная. Самое главное - выращена без применения химикатов. Рон показал нам всходы бобов по междурядьям, которые к лету вырастут густым ковром, и он их запашет как сидеральное удобрение. В качестве внекорневых подкормок использует ферментированное рыбное удобрение (его он покупает в готовом виде). Вот и все: ни болезней, ни вредителей. Кстати, Джим договаривается с продавцами рыбных магазинов и забирает у них испорченную рыбу, потом добавляет в опилки, где все это перегнивает, а потом пускается под растения. Рон показал нам, как влияют разные подвои на рост и урожайность сортов, как он экспериментирует со способами прививок. А в заключении показал декоративный сорт цитрусовых – Рука Будды.

Но вернемся к Джиму. Он познакомился с нашими плодоводами с Дальнего Востока, Киева, Ялты. Дальневосточная актинидия пользуется в Америке огромным спросом. Здесь хорошо себя чувствуют все ее виды: аргута, Джиральди, коломикта, полигама. Актинидию размножает и зелеными и одревесневшими черенками. Еще есть способ - поставить ветки в воду, дождаться, когда распустятся двухсантиметровые побеги, срезать их бритвой и посадить в стерильный субстрат, в основе которого перлит, а затем поместить в теплицу. Питательные гранулы добавлены во все субстраты. В теплице работает туманообразующая установка.

Земли у Джима гектаров 50. Это маточный сад, питомник, поля севооборота. Реализует саженцы оптом и в розницу. У него свой магазин. Но основная часть уходит оптом по всему миру. Он рассылает огромные посылки, контейнеры, машины. Все в прекрасном виде доходит до заказчика. Посмотрите на фото, какая упаковка. У Джима работает не меньше 30 рабочих, в основном это мексиканцы. Продавать плоды невыгодно, но есть сад для самосбора, который служит большой рекламой для Джима. Потребители в основном – русские. В Портланде – столице Орегона - их 70 тысяч.

Сам Джим имеет филологическое образование (изучал русский язык), по садоводству консультирует его доктор наук из Китая, но скоро приедут в помощь специалисты из России. Занимается Джим и декоративными культурами: пассифлора, декоративные яблоки, декоративная смородина, хвойные растения, чубушник, многолетние злаки и еще много всего интересного.

Некоторые американцы учатся в питомнике Джима, а потом создают свои. У моей подруги Даны небольшой питомник. Когда речь идет о ежедневной пересадке в контейнеры 150 растений – это действительно больше для души, чем для бизнеса. Торгуют прямо на дороге, любой проезжающий может остановиться и купить. Фальсификации сортов нет – это сразу же станет антирекламой, направленной против бизнеса. Ни у кого и в мыслях нет взять саженец бесплатно, хотя офисы, где нужно заплатить за посадочный материал, обычно находятся на задворках.

Весь посадочный материал, завозимый из-за границы, проходит через карантинную сеть, неприятности никому не нужны. Косточковые Джим не завозит, это в Америке запрещено законом, а вот с облепихой проблем нет, она «никого не заразит».

В этот приезд я была ответственной в теплице, где проращивают семена, вела учет. Сейчас на пике популярности в Америке растение pawpaw, а по-русски – азимина. К сожалению, у нас в стране она вызревает только в субтропиках – на черноморском побережье Северного Кавказа.

Джим выращивает из семян азимины подвои, а потом окулирует их. Семена азимины проращиваются в специальных поддонах в теплице, внутри которой оборудована добавочная теплица, столы с подпочвенным обогревом. Сверху они накрыты пленкой и притенены, поэтому прекрасно сохраняется влага. К тому же вода постоянно распыляется. На посев идут только проклюнувшиеся семена. Их собирают на поддоны. Столы на катушках, поэтому легко передвигаются в любом направлении.

Все растения продаются в контейнерах, или по-американски в галлонах. Почва для посадки привозная, разная, под каждое растение можно подобрать подходящую ему. На растения навешиваются этикетки для каждого сорта своего цвета – не перепутаешь.

И еще несколько слов о знакомстве с профессором ботаники Максин Томсон, которая раньше работала в хранилище генного материала. Кроме того, занималась абрикосом, ездила в бесконечные экспедиции. Например, на Тибете и в Узбекистане отбирала поздноцветущие формы абрикоса. Хранилища генного материала для каждой культуры в Америке есть в каждом штате. Там держат растения в жидком азоте, и все умещается в одном большом холодильнике. Каждые четыре года растения в хранилище обновляются. Сейчас профессор Томсон серьезно занимается селекцией жимолости. У нее отобрано 2500 сеянцев, причем разброс от прямостоячих, на которые она ориентируется, потому что важен механический сбор ягод, и до распластанных на земле ровных «плюшек». Селекцию ведет с помощью переопыления. Начинала с нашего материала 8 лет назад, но, как я уже говорила, жимолость рано цветет, когда нет еще насекомых, поэтому сейчас работает с жимолостью из Японии. Но самое главное – дама она немолодая, ей 78 лет, тем не менее, интерес к работе огромен, весь день расписан по минутам.

И в заключении я хочу сказать, что отвезла Джиму журналы «ПХ» за три года. С каким нетерпением он ждал их. Досадно, что журналы в США купить невозможно, а ведь желающих хватает.

Записала Тамара Юдина

26.04.2005