Позвонила московская читательница и, что называется, с порога поставила перед редакцией задачу: писать не только о том, как вырастить хороший урожай, но и о том, как «привязать» взрослеющих детей к саду.
Поймите, — горячась, убеждала читательница, — проблема эта повсеместная: очень многие родители не могут заставить своего ребенка-подростка не то что по-настоящему работать в саду, но даже ездить на участок регулярно. Всегда сын (дочь) находят отговорку, вечно у него (у нее) какие-то другие, более важные дела… А ведь родители чаще всего и сад-то заводят ради них, своих детей, больно видеть, что не ценят они сделанного для них…
У самой позвонившей читательницы, как она выразилась, ситуация уже почти дошла до точки. Дочь (ей семнадцать) ни в какую не хочет ездить на участок. Говорит, что не нужен ей такой сад, где с рассвета до заката только и знаешь, что горбатиться. Но худо не только то, что дочь «бастует», в последнее время нет-нет и муж бросит в сердцах: вырубить бы половину сада, снести половину грядок да засеять травой… Как-то еще пару лет назад, дочь показала красочный импортный журнал, вот, мол, как красиво: большой газон, деревьев не много, площадка с печкой для барбекю, беседка… Свои расчеты сделала, сколько и каких деревьев в саду оставить, сколько грядок, какого размера газон разбить, какой конфигурации заново дорожки проложить… Легко ей, — вздыхала в телефонную трубку читательница, — на бумаге карандашом чиркать, а тут за пятнадцать лет столько в сад сил, времени да и средств вложено, так все созданное к сердцу прикипело — и все под пилу, под топор? Но и видеть, как сад, споры вокруг него все больше раскалывают семью, тоже невыносимо…
Банальные, скажете, истины? Но всегда ли мы следуем, казалось бы, простым путем? Вот знаем же, к примеру, что на участке у ребенка должно быть свое «опытное поле», где он мог бы самостоятельно, пусть на ошибках и неудачах, постигать садово-огородную науку, вести свое дело, а многие ли рискуют «вывести из севооборота» десяток квадратных метров и отдать их в пользование «несмышленышу»?
А когда взрослеющие дочь или сын спрашивают, зачем на участке так много плодовых деревьев и ягодных кустарников, и надо ли тратить на уход за ними столько сил и времени, да и средств тоже, что семье хватает урожая и с половины посадок, как мы обычно к этому относимся? Радуемся, что чадо походит к делу практично, по-хозяйски, что озвучивает, по сути, наши же мысли-сомнения? Или видим в этих рациональных выкладках лишь желание «делать поменьше да жить полегче»?..
Конечно, проблема, которую затронула читательница, намного сложнее. И в каждой конкретной ситуации наверняка есть свои нюансы, делающие один случай внешне непохожим на другие. Но проблема существует и надо с нею разбираться, если хотим, чтобы сад, возделываемый нами, не оказался не нужным нашим детям.
04.07.2005