Картофель

Картофель за 100 лет

Продолжаем, начатый в №3-2013, разговор о том, как менялся ассортимент сортов растений для огорода с 1913 года по настоящее время

Картофель за 100 лет

Картофель за 100 летПродолжаем, начатый в №3-2013, разговор о том, как менялся ассортимент сортов растений для огорода с 1913 года по настоящее время.
В середине XIXв. в нашей стране широкую известность приобрела семейная фирма Грачёвых. Благодаря ее стараниям в Россию усилился приток сортов селекции европейских стран. Основатель фирмы - Е.А. Грачёв (1826-1877 гг.) первоначально занимался интродукцией зарубежных сортов в разных областях европейской части России, благодаря чему российские огородники стали возделывать такие известные сорта, как Ранняя роза (американский сорт) и Император (высококрахмалистый немецкий сорт, получивший в процессе распространения второе название – Народный). Затем он на своём участке под Петербургом занялся селекцией картофеля. По существу, он стал первым селекционером, создавшим новые оригинальные отечественные сорта этой культуры. Ему удалось создать более 20 новых коммерческих сортов разных сроков созревания, с очень хорошим вкусом. Наибольшей популярностью пользовались сорта Светло-розовый, Минотавр, Оригинал, Суворов. Причем результаты испытаний, проведенные на опытных станциях (1885-1907 гг.), подтвердили их высокие качества. Не удивительно, что в начале 20 века, хотя в России на половине площадей, занятых картофелем, преимущественно возделывали сортопопуляции, грачевские сорта доминировали на рынке.
В начале ХХ столетия грачёвская фирма изменила специализацию, и коллекцию сортов картофеля (250 образцов) приобрёл Н.Я. Никитинский, проводивший опытную работу в своём имении Костино в Рязанской губернии. Постепенно его коллекция разрослась до 400 образцов и стала основным источником семенного картофеля в России до революции. После 1917 г. сохранившиеся образцы коллекции были перебазированы известным учёным А.Г. Лорхом на организованную в 1920 г. Коренёвскую опытную станцию (в 1930 г. преобразована в Институт картофельного хозяйства). Проведённые в те годы обследования сортового состава картофеля на полях крестьян показали, что основное распространение в средней полосе имели сорта немецкой селекции: Народный (Император), Меркер, Вольтман, Силезия, Грация, а также американский сорт Ранняя роза и английский Эпикур. После десяти лет массовых скрещиваний и испытаний разных сортов и сортообразцов Кореновская станция передала в 1931 г на государственное сортоиспытание два первых отечественных сорта Лорх и Коренёвский (получены от скрещивания Свитязь х Смысловский) и предложил к внедрению зарубежные сорта Курьер, Эпикур и Юбель.
На основе коллекции сортов, собранных А.Г. Лорхом, в Институте и его системе был создан целый ряд сортов различного хозяйственного назначения. В частности, в 1930-1950 гг. были созданы сорта для юга России: Воронежский, Донской, Передовик, Южанин. Два последних в своё время занимали большие площади. В эти же годы на Ульяновской опытной станции выведены засухоустойчивые сорта для Поволжья и юго-востока страны – Ульяновский, Волжский, Волжанин, Юго-Восточный, Вырыпаевский, Свияжский. Сорт Волжанин - эталон высокой засухоустойчивости и повышенной устойчивости к вирусным болезням. Он до сих пор включен в Госреестр, рекомендован для 4 регионов и занимает большие площади.
В послевоенное время внимание уделяется селекции скороспелого и технического картофеля (для производства крахмала, спирта, патоки). И к 1960 году районированы сорта: Любимец, Смена, Вельяминовский, Заречный, Горизонт. Из них сорт Любимец, созданный в 1958 г., до сих пор находится в Госреестре селекционных достижений по Центральному региону, так как характеризуется высокой стабильной урожайностью и отменным вкусом клубней. А в следующем десятилетии сортимент скороспелых высокоурожайных столовых сортов пополнили: Мечта, Дружный, Луч, Люберецкий, Былина. Однако во время и в первые годы после войны карантинная служба действовала слабо. И к середине 70-х годов земледельцы столкнулись на своих участках с колорадским жуком и картофельной нематодой. Этот вредитель не только способен полностью погубить урожай, но делает невозможным и нецелесообразным выращивание картофеля на зараженной территории. Химическими методами с нематодой справиться очень сложно. Выручили селекционеры. В конце 70-х годов в Институте им. Лорха вывели первый нематодоустойчивый и при этом высокоурожайный и с вкусными клубнями сорт Лукьяновский. И хотя сейчас создано много замечательных нематодоустойчивых сортов, он до сих пор включен в Госреестр селекционных достижений по Центральному и Уральскому регионам. В эти же годы прошлого века были районированы сорта-демиссоиды (содержат генетический материал мексиканского дикого вида S. Demissum – ред.) - Дружный (R1), Мечта, Гатчинский (R4), Огонёк, Смена (R1), устойчивые к комплексу болезней.
Следующая напасть, с которой предстояло справиться селекционерам – фитофтора. Из-за нее урожай пропадал и в поле, и во время хранения, сводя на нет результаты труда аграриев. Те, кому больше сорока пяти лет, наверное, помнят о том, как перебирали контейнеры с гнилой картошкой на овощных базах. И тогда ученые прибегли к межвидовой гибридизации - скрещиванию культурного вида картофеля S. tuberosum c примитивными дикими родственными видами Solanum , например, S. stoloniferum, S.verrucosum, S. Andigenum из коллекции ВИРа. Гибриды популяций вида S. stoloniferum характеризовались низкой урожайностью и наличием дикарских признаков. Поэтому требовалось большое количество возвратных скрещиваний (беккроссов) для получения высокоурожайного культурного сорта. В итоге был выведен гибрид 128-6, который стал родоначальником сортов Голубизна, Брянский ранний, Эффект, отличающихся повышенной устойчивостью к комплексу инфекций. Из трехкратных беккроссов S. chacoense 58d, были получены среднепоздние сорта Никулинский и Брянский надежный, устойчивые к альтернариозу, ризоктониозу, стрессовым факторам (жаре и засухе) и даже немного к колорадскому жуку и вирусу У. В 1975-1985 гг. ученые предложили картофелеводам сорта межвидового происхождения - Искра, Курганский, Пушкинский, а также сорта с R-генами и полевой устойчивостью к фитофторозу: Детскосельский (R1), Любимец (R1), Веселовский (R2), Олев (R1R4). Последний послужил родоначальником целой группы высокоурожайных, слабо поражающихся фитофторой сортов с повышенной крахмалистостью, в том числе: Столовый 19 (Северо-Западный НИИСХ), Сотка (НИИКХ) и белорусские сорта: Лошицкий, Разваристый, Темп. А сорт Веселовский стал основой для широко известного средне-раннего (80-90 дней) высокоурожайного картофеля Невский (R1R2), который по устойчивости к фитофторозу превосходит зарубежные аналоги ранних и средне-ранних сортов, хорошо приспосабливается к разным природно-климатическим условиям и агротехнике. Его округло-овальные, с красными глазками, Картофель за 100 леттупой верхушкой, белой кожурой и белой же, не темнеющей при резке, крахмалистой мякотью клубни не рекомендуется использовать для жарки и пюре (лучше в суп и салаты). Созданный в селекционном центре ВНИИКХ раннеспелый урожайный сорт Удача (клубни белые, овальные, крупные, с тупой вершиной; кожура гладкая, глазки мелкие, массой до120 г, устойчивы к механическим повреждениям и обладают высокой лежкостью) устойчив к фитофторозу, мокрой гнили, черной ножке и морщинистой мозаике. Многие из перечисленных выше сортов до настоящего времени находятся в Госреестре селекционных достижений и востребованы производством.
Доля сортов, несущих гены диких и примитивных видов, неуклонно возрастала: в 1965 г. она составляла 24%, в 1985 г. – 65% от общего числа сортов, сейчас – почти 100%. В настоящее время в российском Государственном реестре селекционных достижений представлено более 80 сортов картофеля, созданных селекционерами России. Среди лучших на сегодняшний день мы рекомендуем: Жуковский ранний, Крепыш, Пушкинец, Снегирь, Удача, Невский, Рябинущка, Чародей, Аврора, Наяда, Ладожский (для Северо-Запада), Весна, Жуковский ранний, Крепыш, Снегирь, Удача, Брянский деликатес, Юбилей Жукова, Колобок, Надежда, Брянский надежный, Лорх, Малиновка (в Центральном регионе); Жуковский ранний, Крепыш, Удача, Ильинский, Корона, Красавчик, Ресурс, Голубизна, Лорх (в Черноземье); Жуковский ранний, Удача, Невский, Волжанин, Жигулевский, Ресурс, Ильинский (в южных областях России), Алена, Лидер, Любава, Невский, Лукьяновский, Спиридон, Тарасов, Каменский (Урала); Антонина, Алена, Жуковский ранний, Любава, Юбиляр, Лина, Невский, Сентябрь, Лазарь, Накра, Удалец, Хозяюшка (Западной Сибири), Антонина, Алена, Крепыш, Жуковский ранний, Невский, Любава, Удача, Солнышко, Накра, Наяда, Синева, Янтарь (в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке). По основным хозяйственно-ценным признакам отечественные селекционные достижения сопоставимы с достижениями мирового уровня, а их потенциальные возможности обеспечивают получение урожайности 35-40 т/га или до 400 кг с сотки. Сотрудники нашего института и селекционеры 12 научных учреждений Россельхозакадемии, ведущих селекцию картофеля в Центральном, Северо-Западном, Поволжском, Уральском, Сибирском, Приморском и Дальневосточном регионах продолжают трудиться над новыми сортами. Мы стремимся создать сорта не только с красивыми клубнями, но и определенными параметрами по форме (чипсы – округлые, фри – удлиненные), глубине глазков, устойчивости к травмам, потемнению мякоти, выходу товарной фракции стандартного размера. Сегодня нужны не только высокоурожайные сорта. Необходим картофель с высокой устойчивостью к золотистой картофельной нематоде, картофельному раку, грибным, бактериальным, а в связи с потеплением климата, и вирусным заболеваниям. Этот критерий особенно актуален в современных условиях постоянно возрастающей вредоносности большинства патогенов, появления их новых рас и штаммов, формирования резистентных форм к все дорожающим пестицидам. Поэтому советую не столько обращать внимание на урожайность и внешний вид клубней, хотя эти показатели ,безусловно, очень важны, а на устойчивость к наиболее распространенным болезням, вредителям и высокую адаптивность к конкретным условиям выращивания. При всей очевидности положительных результатов в области отечественной селекции темпы продвижения российских сортов в сельскохозяйственную практику существенно отстают от потребностей картофелеводов. И семенами высоких посевных стандартов, даже в сельскохозяйственных предприятиях, засевается только около 60% площадей. В частном секторе о качестве посадочного материала и подавно сложно говорить. А ведь теперь при покупке семенного материала столового картофеля надо учесть и к какой группе спелости относится сорт, и его назначение (салатный, для варки и тушения, жарки, приготовления пюре, чипсов и картофеля фри). Сейчас ведется работа по созданию «овощных» сортов картофеля для диетического питания, клубни которых можно употреблять в свежем виде. В условиях современного рынка для крестьянских (фермерских) хозяйств остро ощущается дефицит высокопродуктивных сортов столового назначения с повышенными качественными характеристиками и сортов, пригодных для переработки на картофелепродукты, а для частного сектора (ЛПХ и дачников) – скороспелых, фитофторо- и нематодоустойчивых сортов. Эта проблема становится все более актуальной, так как в условиях жесткой и стремительно нарастающей конкуренции со стороны западноевропейских селекционных компаний, поставщики зарубежного семенного картофеля привозят на российский рынок внешне красивые, но менее устойчивые к стрессам, инфекциям и вредителям сорта.

Е. Симаков ВНИИ картофельного хозяйства им. А.Г. Лорха Россельхозакадемии

23.10.2013