Фундаменты, основы

Основа для дорожки

Ничто не вечно под луной. И отмостка у дома рано или поздно приходит в негодность. Ее нужно переделывать, а обломки старой разбирать и куда-то вывозить. А между тем они могут пригодиться для украшения дачной жизни.

Дорожки, которые мы выбираем

Основа для дорожкиНичто не вечно под луной. И отмостка у дома рано или поздно приходит в негодность. Ее нужно переделывать, а обломки старой разбирать и куда-то вывозить. А между тем они могут пригодиться для украшения дачной жизни.

Когда соседи разобрали свою бетонную отмостку, мне удалось перехватить самосвал с этим мусором. Я собирался использовать обломки для создания дренажной основы при реконструкции рокария. Однако спустя какое-то время у меня появилась новая идея: а что если сделать из этого материала дорожки в природной части участка? Ведь у таких обломков одна сторона достаточно ровная.
Все эти куски бетона были разных форм и размеров. Получившаяся из них дорожка выглядела интереснее и естественнее, чем выложенная из одинаковых бетонных плиток. И она прекрасно вписалась в природную часть сада. Но чтобы подобрать обломки, сложив из них, как из пазлов, цельную картину, пришлось потратить некоторое время.
Что касается технологии, то она вполне традиционна. В земле я выкопал ложе дорожки - траншею. При расчете глубины учитывал толщину бетонных фрагментов (от 7 до 25 см) и глубину отсыпки (5-10 см), исходя из того что поверхность дорожки должна быть вровень с поверхностью земли или чуть выше. Дно траншеи застелил плотным нетканым материалом: теперь дренажный слой песка и гравия не утопает и не заплывает грунтом.
Контуры дорожки я обозначил с помощью веревки и гибкого шланга, затем «прорисовал» их песком, рассыпая его из пластиковой бутылки с небольшим отверстием в крышке. После чего в землю вбил деревянные колышки с привязанным к ним шнуром. По этому контуру подготовил траншею для будущей дорожки, а лишний плодородный слой земли использовал в саду. На ровных поверхностях достаточно насыпать слой песка и гравия не больше 10 см, чтобы дренировать и выровнять дорожку. Укладывая на эту основу куски бетона, подгонял их по высоте резиновой киянкой, подкладывая деревянный брусок, чтобы не расколоть бетон. И постоянно с помощью уровня проверял горизонтальность мощения.
Фрагменты бывшей отмостки подбирал так, чтобы зазоры между ними были минимальными. Потом эти зазоры заполнил мелким гравием и затер песком. Со временем здесь могут прорастать семена сорняков, но их легко выполоть. При желании в зазоры после окончания строительства дорожки можно высадить мох или мшанку. Если в дальнейшем планируете дорожку расширять, стоит оставить незаполненными зазоры между обломками и по окончании строительства высадить туда устойчивые к вытаптыванию почвопокровные декоративные растения, например карликовые виды тимьяна, очитки, мшанки. Такие «вставки» разнообразят мощение и придают ему особый шарм.
Несколько сложнее способ прокладки дорожки из обломков в том случае, когда она проходит по склону и одна из ее сторон оказывается ниже другой: при этом нужно надежно укрепить ее основу и нависающий край. Я в такой ситуации поверх песка и гравия насыпал сухую песчано-цементную смесь для дорожек (4-6 см). Вместо нее можно использовать кладочную смесь марки М-300 или просто цемент с песком в соотношении 1:3. На эту смесь по уровню уложил бетонные обломки, затем все пролил водой из лейки и закрыл пленкой или рубероидом. Медленно застывающий цемент получается более прочным. Пару раз в день дорожки увлажнял, а через 2-3 дня по ним уже можно было ходить. Зазоры между кусками бетона заполнил песком с мелким гравием и пескоцементной смесью.
Особое внимание пришлось уделить краю, нависающему над склоном. Здесь, чтобы избежать обрушения элементов дорожки, пришлось вбивать высокие деревянные колышки, а к ним крепить ограничительную ленту (из полосок старого оргалита), так чтобы ее уровень был на 2-5 см выше уровня мощения. Обломки уложил с таким расчетом, чтобы между ограничителем и фрагментами бетона был зазор 2-5 см, затем заполнил его пескоцементным раствором. Для прочности через некоторые промежутки неплохо было бы вбить по центру зазора отрезки арматуры.
После затвердевания цемента колышки с ограничительной лентой я удалил, а видимый со стороны склона бетонный край засыпал землей или задекорировал отрезками бревнышек, пропитав их антисептиком. Смотрится это вполне стильно.

Описанная технология годится и для строительства на участке различных мощеных площадок.
Конечный результат порадовал меня. Дорожки обошлись мне совсем не дорого, а выглядят они привлекательно. Все очень естественно и прочно: за два года не покосился ни один фрагмент дорожек. Чего, увы, не скажешь о дорожках из бетонных плиток, уложенных местными «профессионалами»...
Вот, собственно, и все премудрости мощения с использованием обломков старой бетонной отмостки. Лишь упомяну еще, что для строительства потребуются лопата, совок, уровень (короткий и длиной 1 м), резиновая киянка для укладки бетонных плит, молоток каменщика, лейка, перчатки, прозрачная маска (для защиты глаз при скалывании выступающих бетонных углов), деревянные колышки, бечевка, гвоздики, цемент, песок и мелкий гравий. Ну и конечно, практически дармовые бетонные обломки от отмостки.
Так что не спешите выбрасывать ненужные, казалось бы, и отслужившие свой срок материалы. Хороший хозяин всегда найдет им полезное применение.

А.Седов

30.07.2012