Ирисы в японской миниатюре
Помимо известного всем бонсай, в Японии популярны небольшие композиции из живых травянистых растений в контейнерах или на природных камнях.
Ирисы в японской миниатюре
Помимо известного всем бонсай, в Японии популярны небольшие композиции из живых травянистых растений в контейнерах или на природных камнях.
Они часто используются в качестве так называемого сезонного акцента, дополняющего дерево бонсай на выставке или при его демонстрации дома в традиционной нише токонома. И тогда такие композиции называют шитакуса. Если же они «выступают» самостоятельно в качестве главного элемента, то японцы называют их кусомоно. Именно под этим наименованием они получили довольно широкое распространение не только в Юго-Восточной Азии, но и по всему миру.
Для создания кусомоно используются любые травянистые растения, в частности, злаковые, а также цветущие. Но учитывая небольшой размер таких композиций, предпочтение следует отдавать растениям небольшой высоты, с мелкими листьями, цветками и плодами. Иногда такие живые композиции называют «бонсай трав», что, однако, совершенно неверно, так как бонсай переводится с японского языка, как «дерево в плошке». В этой статье хотелось бы поделиться опытом выращивания миниатюрного ириса или касатика карликового (Iris pumila) в качестве кусомоно.
Этот ирис произрастает, в частности, на Кавказе. Его высота обычно не превышает 12-20 см, а диаметр довольно крупного цветка желтого или фиолетового цвета составляет около 4-6 см. Причем его форма и внешний вид совершенно такие же, как у их садовых «собратьев». Именно миниатюрный размер делает его внешний вид экзотичным и привлекательным.
Утолщенные корневища этого ириса попались мне случайно, когда я выкапывал в горах карликовые деревья как материал для будущих бонсай. Не имея большого опыта контейнерного выращивания травянистых растений, я поначалу скептически отнесся к перспективам их долговечности в условиях Подмосковья, однако действительность показала, что я был неправ.
Карликовые ирисы проявили завидную жизнеспособность не только в контейнерах, но также и в открытом грунте на «вершине» альпийской горки, где они прекрасно зимуют. Контейнерные же цветы проводят зиму в погребе при низкой плюсовой температуре. При отсутствии условий для такой щадящей прохладной зимовки, которые можно организовать также на утепленном балконе или лоджии, возможен также вариант высадки ирисов из контейнера в открытый грунт осенью с возвращением в керамическую посуду весной.
Подбор контейнера для кусомоно не столь строго регламентирован, как для бонсай. Однако основные принципы те же. Композиция из карликовых ирисов будет лучше смотреться, если на контейнер придется около 1/3, а на сами ирисы - приблизительно 2/3 общего визуального объема всей композиции. Для кусомоно из цветочных растений предпочтительнее использовать глазурованную керамику, цвет который может либо дополнять цветовую гамму растения, либо контрастировать с ней. К примеру, для ирисов с желтыми цветами идеально подойдет контейнер голубого или синего цвета, который будет гармонировать как с зелеными листьями ириса, так и с цветками, которые, и это надо учитывать, держаться очень недолго, обычно около 1-2 дней. Для фиолетовых цветов больше подойдет посуда желтых оттенков, которая будет хорошо смотреться и с зелеными листьями. Что касается формы контейнера, то выбор ограничивается исключительно творческой фантазией автора.
Хотя красиво будет смотреться и одиночный ирис в небольшом горшочке, учитывая кратковременность цветения, предпочтительнее групповая посадка, при которой цветы, скорее всего, будут раскрываться не совсем одновременно, что в целом увеличит продолжительность цветения всей композиции. Кроме того, в группе ирисы выглядят настолько графично-самодостаточно даже без цветов, что отпадает необходимость в подсадке в композицию каких-либо дополнительных растений. В представленной композиции кусомоно из ирисов я ограничился только подсадкой мха для оформления поверхности грунта.
Учитывая, что эти ирисы растут на рыхлых каменистых отсыпях, в качестве грунта для композиции я использовал грунтовую смесь, которую обычно применяю для бонсай. Эта смесь включает керамзитовый песок, гранитную крошку и нейтральный торф. Их соотношение варьируется в зависимости от потребностей тех или иных растений. Для цветущих и плодоносящих растений долю торфа увеличиваю, однако она в любом случае не превышает 30-50%.
Уход за карликовыми ирисами в контейнерах не представляет особо большой сложности. Ирисы здесь, как и в природе, предпочитают солнечное место, но при таком небольшом объеме грунт пересыхает очень быстро, особенно в жаркую погоду. Поэтому поливать приходится довольно часто. Как и с любыми цветочными растениями, удобрять их имеет смысл после цветения, ограничивая при этом долю азотных удобрений. Корневища ирисов довольно быстро разрастаются, заполняя весь контейнер, поэтому композицию необходимо пересаживать раз в 1-2 года с одновременным удалением лишних или старых корневищ.
Создание композиций из травянистых растений многим может показаться более доступным и менее затратным по времени по сравнению, скажем, с бонсай, на формирование которых уходят годы. Карликовые ирисы очень перспективны в этом плане. Могу лишь порекомендовать рассматривать их мимолетное цветение не как недостаток, а скорее как чудо, которое по определению не может быть долгим! Желаю всем успехов в этом пока непривычном для нас деле - создании кусомоно.
А.Дарусенков, художник бонсай
25.03.2013