Каждый год на рынок поступает большое количество гладиолусов - прекрасных, не похожих один на другой. Селекционеры постоянно улучшают их декоративность и устойчивость к негативным факторам и болезням. Да, современные сорта великолепны, это вряд ли кто оспорит. Но давайте вспомним те гладиолусы, которыми мы восхищались 10-20 лет назад, ведь и они были хороши, хотя и обладали «отдельными недостатками» по сравнению с современными культиварами. Многие из тех растений стали родоначальниками целых линий в современном ассортименте гладиолусов, а некоторые до сих пор занимают видное место в коллекциях.
(из журнала «Приусадебное хозяйство» №8, 2006 г.)
Каждый год на рынок поступает большое количество гладиолусов - прекрасных, не похожих один на другой. Селекционеры постоянно улучшают их декоративность и устойчивость к негативным факторам и болезням. Да, современные сорта великолепны, это вряд ли кто оспорит. Но давайте вспомним те гладиолусы, которыми мы восхищались 10-20 лет назад, ведь и они были хороши, хотя и обладали «отдельными недостатками» по сравнению с современными культиварами. Многие из тех растений стали родоначальниками целых линий в современном ассортименте гладиолусов, а некоторые до сих пор занимают видное место в коллекциях.
В моей коллекции некоторые сорта живут уже более 20 лет. Самые старые из них - это великолепный черно-красный бархатный Блэк Меджик (Гризбах, 1966) и душистый Лаки Стар (Райт, 1967). Последний - гладантера (гибрид гладиолуса и ацидантеры) может только условно относиться к гибридным гладиолусам, хотя иногда он и был представлен на выставках. Из сортов, полученных селекционерами в 70-х годах прошлого столетия, у меня остались лишь Грин Спайр (Нагель, 1979), Ридженси (Фрезе, 1976), Донна Мария (Поджер, 1979) и стоящий особняком великолепный, розовый с зеленой бахромчатой каймой Брайдесмейд (Доер, 1977).
Последний сорт стал родоначальником целой группы суперскладчатых сортов отечественных и зарубежных оригинаторов. Не могу также не упомянуть ушедшие из коллекции по разным причинам великолепные сорта тех же 70-х годов - белоснежный Сильвер Веддинг (Робертс, 1975), зеленоватые Лайм Физ (Бландер, 1978) и Эмеральд Риппл (Плетчер, 1978), очень нежный сорт Восковая Фантазия (Адамович, 1978), Хэппи Бёрсдей (Фишер, 1970), эффектный Вечерний Киев (Мирошниченко, 1976) и один из самых гофрированных сортов Блу Фриллз (Гризбах, 1978).
Есть у меня и сорта, впервые представленные селекционерами в 80-х годах минувшего столетия: белый Дивинити (Саммервиль, 1985), меняющая окраску в зависимости от освещенности Русская Красавица (Евдокимов, 1988) и очень красивый сорт Розовое Кружево (Мирошниченко, 1980). До сих пор находятся в списках популярных сортов Звуки Саксофона (Громов, 1984), Джо Энн (Кохевар, 1984). По-прежнему считаю непревзойденными яркую оранжевую Янтарную Балтику (Громов, 1985), красный Джангл Флауэр (Винцент, 1986), малиновый Остановись Мгновенье (Громов, 1986) и великолепную по складчатости черно-малиново-красную Цыганочку (Баранов, 1989). В группе черных одним из самых популярных сортов числится Черный Камень (Коваржик, 1989). Нельзя не упомянуть и чрезвычайно нежный гофрированный сорт Сиреневая Сказка (Адамович, 1980), голубой с белым пятном Мелинбардзис (Бальчиконис, 1987). В моем саду растут до сих пор лидирующие в группе коричневых и дымчатых (полученные тоже в 80-х годах прошлого столетия) оригинальная по окраске Шоколадница (Евдокимов, 1981), коричневый Кракатау (Робертс, 1982), дымчатый Фадж (Фишер, 1986), бруснично-коричневая Вива (Винцент, 1982) и роскошный Думелис (Бальчиконис, 1985). Целую плеяду современных сортов дал до сих пор популярный Модри Программ (Рузнар, 1981).
Очень жаль, что почти не встречаются сегодня такие интересные сорта, как белый с синим пятном Хоум Каминг (Робертс, 1981), насыщенно-зеленый Айленд (Фишер, 1986), сильноскладчатый розовый сорт Богиня Любви (Мирошниченко, 1985), очень ранний алый Первомай (Громов, 1988). Коллекционеры помнят великолепно гофрированные сорта Бамбино (Адамович, 1980), Пристайн (Сколаски, 1986) и Контесса (Кун, 1985). Хорош имеющий почти прозрачные края суперскладчатый цветок Градистана (Рузнар, 1985). Невозможно забыть великолепный, хотя и не очень стабильный, исключительно крупноцветковый сорт Патрия (Мурин, 1984), а Малика (Громов, 1984) до сих пор находится во многих коллекциях.
Старые сорта практически не отличаются от современных агротехникой, однако некоторые нюансы все-таки есть. Для удобства условно поделю гладиолусы на две группы. В первую входят сорта, отличающиеся хорошими ростовыми характеристиками, образующие много детки. Чаще всего они с гофрированными или слегка гофрированными цветками, хотя есть и исключения. Сюда отношу сорта Блэк Мэджик, Донна Мария, Малика, Вива, Остановись Мгновенье и многие другие. Во второй группе - сорта, обладающие высокими декоративными качествами, с очень гофрированными цветками, но, к сожалению, дающие очень мало мелкой детки. Надо отметить, что и современные сорта часто имеют этот недостаток, а у старых, с супергофрированными цветками это в порядке вещей. Сорта этой группы: Брайдесмейд, Блу Фриллз, Богиня Любви, Восковая Фантазия, Градистан и некоторые другие. Сюда можно также отнести некоторые современные сорта, дающие мелкую детку, обычно с супергофрированными цветками, или сорта позднего срока цветения, не успевающие вырастить крупную детку.
Сорта первой группы довольно устойчивы к неблагоприятным условиям подмосковного лета и при соблюдении стандартных для гладиолусов приемов выращивания дают великолепный результат. В отличие от них, растения из второй группы требуют высокого агрофона. Для них необходимо предварительно прогревать землю под пленкой, укрывать гряды нетканым материалом после посадки. Не помешают профилактическая обработка фунгицидами во влажную погоду, опрыскивание инсектицидами, а также дополнительные минеральные подкормки после дождей (особенно в первой половине вегетации). Обязательна обработка выкопанного материала фунгицидами, тщательное соблюдение режима хранения клубнелуковиц с регулярным контролем их состояния и выбраковка заболевших. Сразу оговорюсь: мне приходится выращивать гладиолусы на бедных, слабокислых, близких к нейтральным почвах. И все приведенные выше рекомендации относятся именно к этим условиям, в других регионах следует делать поправки на климат и почву.
02.04.2008