Цветоводу

Воспоминание о лете на ВВЦ

Поздняя осень. На мокрой земле рыхлыми островками лежит снег, на асфальте - лужи. С небес сыплет мелкая крупка с дождем. Настроение печали и грусти. Лучший способ их разогнать - вернуться в лето. Как? Просто посмотреть летние фотографии – пляж, горы, вечеринки или цветники.

Прошедшим летом их в нашей столице было разбито много – от небольших клумб во дворах или перед магазинами, до районного, городского и даже государственного значения. Среди последних - два фестиваля цветников: на Лужнецкой набережной, посвященный пятидесятилетию стадиона «Лужники», и первый международный конкурс цветников на ВВЦ, в котором кроме ландшафтных архитекторов и дизайнеров европейской части России, приняли участие художники из Польши, Голландии, Германии, Англии, Украины, Беларуси.

В отличие фестиваля на набережной, где по понятным причинам доминировала спортивная тема, на ВВЦ, судя по стилю композиций и подбору растений, был предложен свободный стиль. Возможно, это и сыграло злую шутку с опытными мастерами – редко кому удалось учесть особенности выставочного пейзажа. Поэтому на фоне архитектуры и растительности ВВЦ произведения участников терялись, смотрелись раздробленно или вообще не вписывались в интерьер довоенной архитектуры. Но зато детали были великолепны. Подбор растений, цветовая гамма, способ размещения и высадки каждого экземпляра просто поражали и восхищали.
Меня, например, многих потрясла простенькая на вид, но чрезвычайно гармоничная композиция – «Душистая улитка» Гельмута Крюгера из Германии. Обычные иссоп, стахис, мяты, душица, душисты луки, базилик и прочие пряные травы располагались на спиральной грядке. Они не только заполняли пространство приятными запахами, но по спиральным дорожкам из камней публика, стараясь разглядеть новый поворот и ракурс композиции, вовлекалась в некий водоворот. Очень удивили англичане: жителям «Туманного Альбиона» присущ спокойный, отчасти меланхолический стиль, с приглушенными красками и с мелкими, преимущественно транспорантными деталями. Они же предложили различные варианты пестрого и яркого, с плотной фактурой разноцветья. И именно благодаря этому, английские композиции отличались жизнерадостностью.

Изысканной пластикой порадовала польская фирма «Пруды Марека», представив несколько композиций с водоемами. А вот голландцы, на мой взгляд, поскупились на изыски, и это притом, что страна – одна из законодательниц цветочной моды. Довольно разнообразной была экспозиция отечественных флористов. Фирма «Флора-сказ» полностью оправдала свое название - на двух сотках сотворила сказку, призвав на помощь всю прелесть и мощь родной природы. Жаль, что за все время фестиваля так и не появилась хозяйка Медной горы.

Необыкновенную по силе сине-голубого цвета «Голубую лагуну» представил союз ландшафтных архитекторов фирмы «Харпак». Волны из нескольких сортов агератума, декоративной капусты, петуний, седумов. Этой работе в тон вторила композиция комбината благоустройства г. Волжский «Над волгой». Голубые мотивы преобладали и в «Коломенских грезах» - подражании стилю русского ландшафтного дизайна дворянских усадеб 18 века. Голубой, белый и фиолетовый цвет явно доминировал в экспозициях Зеленхоза г. Липецка («Мироздание»), МАРХИ («Ренессанс»), фирмы «Белая дача» («Источник»).

Удачные находки в подборе растений и составлении миникомпозиций продемонстрировали цветоводы Марийского ГТУ («Сюрприз» и «Солнечный хоровод»), МГУ Леса («Шахматная партия»), ХОЗУ ВВЦ («Ручьи любви»). Причем самыми популярными растениями для составления клумб оказались перилла, стахис, декоративная капуста, агератум, петуния и низкорослый тагетес. Кроме того, во многих композициях активно использовали злаковые травы и осоки. Бегонии, в том числе и клубневые, кохия, виола и сальвия по сравнению с прошлогодним фестивалем использовались намного меньше.

Главный партер перед фонтаном «Каменный цветок» опять оказался неудачно решен. Но, если в прошлом году фактура и рисунок главного цветника были все же понятны – фестиваль посвящался победе в Великой отечественной войне, а какая победа без Сталина и всего того, что было им любимо, в том числе и помпезный «советский ампир», то в этом - просто какая-то безвкусица. Нагромождение колец и виньеток, тяжелый рисунок миксбордера, короче какой-то то ли восточный ковер, то ли детсадовская клумба, под лозунгом «Пусть всегда будет солнце». Но даже на нее так приятно смотреть, когда за окном мерзко, слякотно и нет ни былинки зеленого. Полюбуйтесь на запечатленные виды. Надеюсь, что и у Вас настроение улучшится.

Ю. Белопухова

17.11.2006