Хоровод цветов

Живая легенда для ирисоводов

В марте 2013 года исполнилось 100 лет Георгию Ивановичу Родионенко. Ученых, занимающихся академической наукой, обычные садоводы знают не всегда, но Георгий Иванович - исключение. Он ученый с мировым именем, ирисовод-практик, к чьему мнению до сих пор прислушиваются. Несмотря на столь почтенный возраст, он не перестает интересоваться культурой, которой посвятил свою жизнь.

Изучением ирисов Г.И.Родионенко занялся после Великой Отечественной войны, в конце 40-х годов. Больше полувека проработал в Петербургском ботаническом саду с ирисами, участвовал в многочисленных экспедициях, где изучал дикорастущие виды этих растений. В 1961 году вышла его монография «Род Ирис», после чего автор был избран Почетным членом Британского общества ирисоводов и получил высшую награду этого общества - медаль памяти Майкла Фостера. В 1999 году наш знаменитый ученый стал первым в мире лауреатом медали в честь селекционера Беатрис Варбуртон, учрежденной Американским обществом ирисоводов - самым значительным в мире на сегодняшний день.
Для нас, садоводов, очень важно, что Георгий Иванович не просто академический ученый, он посвятил много времени проблемам продвижения и распространения этой культуры, разработке ее агротехники для северо-запада. Создал ряд форм и сортов, которые до сих пор украшают наши сады. Среди них в классе сибирских ирисов - самый раноцветущий сорт Ханка, природная форма ириса кроваво-красного. Корневища этого сорта образуют плотную кочку, из которой вырастает пучок листьев и фонтан цветков, раскрывающихся, когда в саду еще мало что цветет. Позже зацветает сорт Ленинградец - высокий, с белыми цветками, названный так в честь жителей блокадного Ленинграда. Крупные сине-фиолетовые цветки у сорта Эдуард Регель, получившего свое название в память о директоре Ботанического сада.

Благодаря Г.И.Родионенко в наших садах появились японские ирисы, одни из самых популярных многолетников Японии, где выведено огромное количество сортов самых разных форм и расцветок. К сожалению, из-за разницы в климате растения японской селекции очень плохо растут у нас. Родионенко же скрестил сортовые растения с диким видом, собранным под Владивостоком. В результате появились сорта Алтай, Василий Алферов, которые многие годы благополучно зимуют и цветут в питерских садах. Позже появились Дядя Степа, названный так за свои цветоносы высотой до 2 м, Шестиглазка с плоским шестилепестковым цветком, Шамаханская Царица.
До сих пор популярны такие его сорта бородатых ирисов, как Абхазия (коричневый), Людмила Пахомова (белый) и некоторые другие. А для селекции неоспоримую ценность имеет образец № 1100. Эта форма зимостойка и невосприимчива к бактериозу - серьезному заболеванию, поражающему эту культуру. Георгий Иванович провел большую работу с сортами ирисов, тем не менее основная его научная деятельность была связана с дикими видами. Во время многочисленных экспедиций он собирал и привозил образцы, которые потом выращивал и изучал в Петербургском ботаническом саду. Наблюдая ирисы в дикой природе, Родионенко всегда отмечал хрупкость и уязвимость многих видов и по возможности старался помогать этим растениям. Например, им было выращено из семян большое количество луковиц иридодиктиума Виноградова - эндемика Закавказья. Эти луковицы были впоследствии высажены в местах произрастания этого вида, что позволило сохранить его в природных условиях.

Живая легенда для ирисоводовГеоргий Иванович всегда поддерживал связь с цветоводами-любителями, работал для них. Многие его книги и статьи написаны языком, понятным любому человеку. Известный ученый не только делился своими знаниями, но и всячески склонял цветоводов-любителей к активной селекционной работе, ведь из мировой практики известно, что многие селекционеры декоративных культур не были профессиональными учеными, селекция у них была хобби, что не помешало им достичь колоссальных успехов. И здесь важно знать, с какими новыми и интересными культурами есть смысл работать. Григорий Иванович призывал испытать в первую очередь виды, которые могут стать якорными при «осеверении» ирисов. Дело в том, что представители красивейших садовых групп ирисов нередко выведены в районах с теплым климатом и в результате очень плохо растут у нас. Но есть родственные виды, которые в природе растут в более суровых условиях, скрестив их с соответствующими, можно получить новые сорта, которые будут хорошо чувствовать себя уже в наших садах. Это ирис Хоха для ирисов онкоциклюсов, у которых, пожалуй, самые красивые цветки, хотя и расположенные по одному на цветоносе, ирис Дугласа для калифорнийских ирисов и другие.

Имя Георгия Ивановича связано в первую очередь с ирисами, но он занимался и другими культурами. В садах можно видеть сорта лилейника, которые вышли из рук этого селекционера. Это Ипполит Заливский, Кончак, Антонина Вяткина. Хотя они и не могут похвастаться изысканностью современных культиваров, зато ежегодно и обильно цветут, образуя огромное количество цветоносов и не реагируя на капризы погоды.
Я познакомилась с Георгием Ивановичем Родионенко в 2005 году, и меня больше всего удивило, насколько этот немолодой уже человек жизнелюбив и любознателен. Он с удовольствием рассказывает о богатой событиями и встречами жизни, с интересом слушает своих собеседников. Но особенно поразило то, что с войны передвигаясь на протезах, он до сих пор встает на колени перед цветущими ирисами, преклоняясь перед их красотой! К своему 100-летнему юбилею он закончил работу над новой книгой, из которой, что называется, из первых рук мы узнаем историю жизни и научной деятельности замечательного человека.

Н.Александрова г. С.-Петербург

23.05.2013